Движущая сила «цифровой» экономики — человеческий капитал

«Цифровая» экономика оперирует такими же понятиями, как и традиционная: «капитал», «ресурсы», «люди». По мнению специалистов, движущей силой «цифровой» экономики является прежде всего человеческий капитал, то есть знания, таланты, навыки, умения, опыт, интеллект людей. Стремительное распространение «цифровых» технологий делает «цифровые» навыки (компетенции) людей ключевыми среди других. Да, «цифровизация» и кросс-платформы пока являются главными трендами на общем рынке труда. Другими словами, умение работать с «цифровыми» технологиями становится необходимым для большинства специализаций.

И важно понимать, что технологии пришли не для того, чтобы конкурировать с человеком, а чтобы помочь ему стать еще более эффективным и продуктивным.

Сейчас в открытом доступе есть множество инструментов и ресурсов. Наличие высококачественного, бесплатного или недорогого контента создает доступ к непрерывному обучению. Благодаря таким инструментам, как YouTube, и новаторам вроде «Хан Академии», Udacity, Udemy, Coursera, NovoEd, edX и других, новые навыки часто можно получить только с помощью ноутбука, планшета или даже смартфона. И в этом случае задачей государства и бизнеса является научить общество пользоваться «цифровыми» ресурсами и капитализировать полученные навыки.

Приятно констатировать, что в России количество рабочих мест, требующих, по крайней мере, базового понимания информационных и коммуникационных технологий, стремительно увеличивается. Из-за отсутствия точной статистики трудно оценить этот рост в течение последнего десятилетия. Однако объективная реальность свидетельствует, что умение пользоваться «цифровыми» технологиями становится основным требованием к персоналу.

Кстати, «цифровая» грамотность признана ЕС одной из восьми ключевых компетенций для полноценной жизни и деятельности в современном мире. В 2016 году ЕС представил обновленную программную платформу Digital Competence (DigComp 2.0), включающую 21 компетенцию. В этом документе даже есть определенные навыки относительно «цифровых» технологий: «цифровой» интеллект — умение самостоятельно определять потребность в получении дополнительных «цифровых» навыков, по аналогии с IQ или EQ, которые используются для измерения уровня общего и эмоционального интеллекта.

Следует заметить, что «цифровая» зрелость выходит далеко за рамки технологий — это вопрос синхронизации таланта, культуры и организационной структуры с «цифровой» средой. Исследование компании Deloitte в Великобритании показывают, что будущая рабочая сила требует баланса технических навыков и общих способностей, таких как: умение решать проблемы, творческий потенциал, социальные навыки и эмоциональный интеллект.

Согласно отчету Human Capital Trends 2017, подготовленного компанией Deloitte, вопросы адаптации общества пока актуальны во всем мире, где каждая страна ищет свои пути ее решения. 90% опрошенных руководителей по всему миру (10 тыс. человек в 140 странах) считают, что их компания сталкивается с разрушительными изменениями, управляемыми «цифровыми» технологиям. 70% говорят, что их организация не имеет навыков адаптации.

Сфера «цифровых» навыков и компетенций в России развивается хаотично и отдельно от формального образования. Массовая и разветвленная формальная система образования пока не полностью удовлетворяет потребности рынка труда. В коммерческом сегменте ситуация лучше, там чаще используются современные методики, а техническое обеспечение и мотивационная составляющая у преподавателей и учащихся, обычно гораздо выше.

Ключевым решением является комбинированная стратегия, которая предполагает как долгосрочные мероприятия и масштаб, присущие государственной системе образования, так и краткосрочные быстрые меры, более релевантные для реализации именно в сегменте коммерческого образования.

Поддержка государством коммерческих провайдеров образовательных услуг могла бы способствовать росту частных инвестиций в данный сегмент, появлению новых операторов и за короткий срок существенно увеличить способность коммерческих провайдеров обслуживать гораздо большее количество граждан, создавать новые учебные программы и делать их доступными как с физической (территориальное покрытие), так и с финансовой точек зрения. При благоприятных условиях и поддержке государства бизнес способен помочь решить проблему «цифровой» грамотности граждан России достаточно быстро и качественно.

Читайте также: